СТО РАЭБУР

СТАНДАРТ РОССИЙСКОГО АГЕНТСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Издание официальное

Москва 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Стандарт СТО РАЭБУР 51-02-99 разработан авторским коллекти­вом в составе:

Фесенко А.В., докт. техн. наук, проф., Холодный Ю.И., канд. психол. наук, с.н.с – (руководители разработки), Самыкин С.С., член-корр. РАЕН, канд. юр. наук, Майоров А.В., Степанов Н.М., Сошников А.П.

2. Принят и введен в действие решением Совета директоров Российско­го агентства экономической безопасности и управления рисками от 25 марта 1999 г. № 4.

3. Введен впервые.

4. Стандарт соответствует законам Российской Федерации «О стандар­тизации», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уставам Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рис­ками, СТО ТПП 10-01-97 «Основные положения системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» и СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использовани­ем полиграфа (полиграфологов)».

5. Информация о стандарте внесена в базы данных государственных стандартов, стандартов Торгово-промышленной палаты Российской Феде­рации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроиз­веден, тиражирован и распространен в качестве официального издания без надлежащим образом оформленного разрешения Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Условия проведения и прикладные возможности

опросов с использованием полиграфа

5. Порядок проведения и применение результатов опросов

с использованием полиграфа

СТАНДАРТ РОССИЙСКОГО АГЕНТСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

1. Область применения

Настоящий стандарт определяет порядок проведения опросов с исполь­зованием полиграфа в интересах негосударственных организаций и учреж­дений.

Положения настоящего стандарта применяются торгово-промышлен­ными палатами в Российской Федерации и территориальными дирекция­ми Российского агентства экономической безопасности и управления рис­ками /РАЭБУР/, другими организациями и учреждениями, не являющи­мися субъектами оперативно-розыскной деятельности на добровольной основе.

2. Нормативные ссылки

Настоящий стандарт разработан на основании действующей в ФСБ России «Инструкции о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа», одобренной Генераль­ной прокуратурой, министерствами юстиции и здравоохранения Российс­кой Федерации в мае 1997 г.

При подготовке стандарта учтен зарубежный опыт правового регулиро­вания выполнения опросов с использованием полиграфа в интересах обес­печения экономической безопасности и защиты коммерческой и банковс­кой тайны (в частности, положения федерального закона США «О защите прав служащих при проверке на полиграфе» /«Employee polygraph protection act» /.

Стандарт ориентирован на действующие законодательные и норматив­ные акты Российской Федерации. Стандарт может быть дополнен и/или изменен в установленном порядке.

3. Определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответ­ствующими определениями:

Полиграф – многоцелевой прибор, предназначенный для одновремен­ной регистрации дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и других физиологических про­цессов. Применяется в клинической медицине, медико-биологических и психологических исследованиях.

Специализированный полиграф (синонимы: полевой полиграф, «детектор лжи») — полиграф, предназначенный для целей выявления возможно скры­ваемой человеком информации путем контроля его физиологических ре­акций в ответ на задаваемые вопросы. Приборы этого класса — в силу своих конструктивных особенностей – не используют в медицинской (кли­нической) практике и эпизодически применяют в психологии или психи­атрии в исследовательских целях.

Опрос с использованием полиграфа (ОИП) – частная форма опроса, осуществляемая исключительно с добровольного согласия опрашиваемого лица, с применением безвредных для здоровья технических средств, на­правленная на выявление у человека возможно скрываемой им информа­ции.

Полиграфолог (синоним: оператор полиграфа) – аттестованный специа­лист по ОИП.

Работодатель – юридическое или физическое лицо, поручившее поли­графологу выполнение ОИП и являющееся пользователем (владельцем) информации, полученной в итоге ОИП.

4. Условия проведения и прикладные возможности опросов с использованием полиграфа

4.1. Выполнение ОИП в интересах отбора кадров способствует своевре­менному выявлению нежелательных (с точки зрения работодателя) наклон­ностей у нанимаемого на работу лица или скрываемых этим лицом фактов биографии.

4.2. Выполнение ОИП в интересах проверки работающего персонала или иных лиц способствует выявлению фактов нарушения установленных работодателем норм поведения или деяний, наносящих ущерб законным интересам работодателя.

4.3. ОИП проводится в случаях, когда работодатель в определенный период времени не располагает иной возможностью оценить достоверность сообщаемых опрашиваемым лицом сведений.

ОИП не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица.

4.4. Работодатель, применяющий ОИП при отборе кадров (по п.4.1), обязан:

а) уведомить кандидата на работу о возможности или обязательности прохождения процедуры ОИП,

б) разъяснить кандидату на работу его права и сущность предстоящей процедуры (приложение 1) ив) получить добровольное согласие в письменном виде на прохожде­ние ОИП (приложение 2).

В случае отказа от прохождения ОИП работодатель оставляет за со­бой право отказать кандидату в приёме на работу.

4.5. Работодатель, не применяющий ОИП при отборе кадров (по п.4.1), в случае применения ОИП для проверки конкретного лица (по п.4.2) обя­зан:

а) уведомить (не менее, чем за сутки) данное лицо о необходимости прохождения процедуры ОИП,

б) разъяснить этому лицу его права и сущность предстоящей процеду­ры ОИП (приложение 1) и

в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохожде­ние ОИП (приложение 2).

Категорически запрещается применение угроз, насилия или иных мер воздействия с целью получения от конкретного лица согласия на проведе­ние ОИП.

Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом или его причастнос­ти к совершению деяний, наносящих ущерб работодателю, и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.

4.6. ОИП запрещается проводить в случаях:

а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;

б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердеч­но-сосудистой либо дыхательной системы;

в) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения;

г) нахождения женщины во второй половине периода беременности;

д) если возраст опрашиваемого лица менее 14 лет.

4.7. Право выполнения ОИП в интересах работодателя (организаций и учреждений торгово-промышленных палат Российской Федерации и тер­риториальных дирекций РАЭБУР, иных организаций или физических лиц) имеют полиграфологи, аттестованные в соответствии со Стандартом СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с ис­пользованием полиграфа (полиграфологов)» и располагающие действую­щим «Свидетельством» о присвоении (или подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.

4.8. В ходе ОИП никакие вопросы не могут быть заданы без их пред­варительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Необходимые по мето­дике ОИП вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исклю­чить появление чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица.

4.9. В ходе ОИП категорически запрещается применять вопросы, на­правленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих

государственную или военную тайну либо касающихся деятельности право­охранительных органов или спецслужб России.

4.10. При проведении ОИП в помещении присутствуют полиграфолог, опрашиваемое лицо и, при необходимости, представитель работодателя. Присутствие иных лиц при проведении ОИП допускается только по ус­мотрению и с разрешения полиграфолога.

4.11. При подготовке к проведению ОИП работодатель обязан предос­тавить полиграфологу все имеющиеся у него в наличии материалы об оп­рашиваемом лице.

5. Порядок проведения и применение результатов опросов с использованием полиграфов

5.1. Полиграфолог использует в своей работе общепринятые методики, тесты и приёмы проведения ОИП (приложение 1 к Стандарту СТО РАЭ­БУР 51-01-99).

5.2. Полиграфолог берет на себя обязательство строго соблюдать эти­ческие нормы и методические принципы, установившиеся в мировой и отечественной практике выполнения ОИП (приложение 3), и положения пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.9 настоящего Стандарта.

5.3. Контроль за деятельностью полиграфологов, имеющих право вы­полнения ОИП (п. 4.7), осуществляет Квалификационная комиссия РАЭ­БУР (Стандарт СТО РАЭБУР 51-01-99, п. 4.7.3.2). В случае нарушения положений п. 5.2 настоящего Стандарта полиграфолог может быть лишен «Свидетельства» о присвоении (подтверждении) квалификации специали­ста по ОИП.

5.4. При проведении ОИП полиграфолог использует технические и про­граммные средства, приобретенные у фирм, обладающих лицензиями Фе­дерального центра ФСБ России по лицензированию и защите государствен­ной тайны на производство или сбыт полиграфов.

5.5. Результаты выполненного ОИП полиграфолог предоставляет рабо­тодателю в письменном виде в удобной для последнего форме.

В итоговом документе полиграфолог обязательно указывает, что ре­зультаты ОИП носят вероятностный характер, имеют для работодате­ля ориентирующее значение и не могут являться доказательствами.

Полиграфолог не имеет права без письменного разрешения работодате­ля, составляемого последним в удобной для него форме, сообщать третьим лицам какие-либо сведения, ставшие ему известными в процессе подго­товки или проведения ОИП.

5.6. При отборе кадров (по п. 4.1) и при проверке работающего персо­нала или иных лиц (по п.4.2) работодатель, исходя из собственных интере­сов, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности уче­та ориентирующей информации, полученной в итоге ОИП.

Вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами выполненного ОИП работодатель принимает самостоятельно, исходя из собствен­ных интересов.

При проверке работающего персонала или иных лиц (в соответствии с п. 5.5) на основании только результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные ин­тересы или права.

5.7. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требо­вании им проведения повторного ОИП, решение о целесообразности по­вторной процедуры принимает работодатель.

ии с п. 5.5) на основании только результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные ин­тересы или права.

5.7. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требо­вании им проведения повторного ОИП, решение о целесообразности по­вторной процедуры принимает работодатель.

Комментарии запрещены.